20-летний иорданец задушил родную сестру ее собственным шарфом, после чего явился в полицию и заявил, что совершил «убийство чести». Накануне женщина вернулась домой в городе Джераш к северу от Аммана и сообщила родственникам, что поссорилась с мужем. Честь семьи, в понимании молодого человека, была поставлена на карту, так как супруг сестры уже жаловался, что она неожиданно и неоднократно исчезала из дома без объяснения причин.
Приходится констатировать, что в Иордании и во многих других странах т.н. исламского мира значительная часть общества остается на стадии средневековой дикости. В апреле прошлого года в Бахзане, расположенном неподалеку от города Мосул на севере Ирака, 17-летнюю Дуа Халиль Асвад публично забили камнями за то, что она отсутствовала в доме один вечер. Девушка принадлежала к немусульманскому меньшинству езидов, а полюбила мусульманина-суннита. Девять человек, среди которых были родственники Дуа, выволокли ее из дома и на глазах сотен зевак забили до смерти. Некоторые из «зрителей» снимали происходящее на мобильные телефоны. Находившиеся там же полицейские не вмешивались и не сделали ничего, чтобы остановить расправу.
Продолжающаяся почти пять лет война в Ираке привела к беспрецедентному росту уровня насилия в стране. В Ираке люди гибнут каждый день, поэтому «преступления чести», а их особенно много совершается в Курдистане, просто тонут в этом море смертей. К тому же иракское законодательство предусматривает «мягкое наказание» за содеянное для преступников-мужчин. Несмотря на обращения и давление со стороны местных и иностранных правозащитников, в том числе «Международной амнистии», иракское правительство не провело законодательных реформ, направленных на признание «убийства чести» тяжким уголовным преступлением.
Известный ливанский шиитский лидер, авторитетный не только в своей стране, но и за ее пределами, Мухаммед Хусейн Фадалла издал фетву, в которой «убийства чести» поставил вне закона, ибо они противоречат шариату. В своем заявлении шейх Фадалла указал, что к этому его подтолкнуло увеличение количества подобных инцидентов в Палестине, Иордании и Ливане. «“Убийство чести” – такое же преступление, как и любое убийство, и для него нет смягчающих обстоятельств», – указал религиозный деятель.
Осуждение известным богословом «убийств чести» – это, конечно, хорошо, и, возможно, кого-то остановит от крайнего шага, но вряд ли в глухих арабских деревнях разных стран даже слышали о шейхе Фадалле. По крайней мере, в Иордании два последних «убийства чести» были совершены совсем недавно, намного позже появления фетвы шиитского лидера
См. также: